Шри Ауробиндо. СИНТЕЗ ЙОГИ - Введение / Глава 1 - Жизнь и Йога

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Условия синтеза

 

 

 

ГЛАВА I

 

Жизнь и Йога

 

 

 

В созидательном движении Природы прослеживаются две закономерности, которые, как можно заметить, являются справедливыми и для всех сколько-нибудь значительных видов человеческой деятельности — неважно, ограничивается ли эта деятельность кругом наших обычных интересов или же охватывает те исключительные сферы и свершения, которые представляются нам возвышенными и даже божественными. Любой подобный вид деятельности имеет тенденцию к образованию сложного гармонического целого, которое, в свою очередь, распадается на множество обособленных частных направлений и задач — только затем, чтобы вновь воссоединиться в еще более масштабном и величественном синтезе. Вместе с тем, непреложным условием всякого действенного становления является постоянное развитие форм его самовыражения — и при этом любая истина, любая деятельность, заключенная в слишком жесткую форму, неизбежно устаревает и если не полностью, то в значительной степени утрачивает свою ценность: она должна все время обновляться в свежих струях духа, который вдыхает новую жизнь в мертвые или умирающие формы и изменяет их, если им суждено возродиться. Непрерывное возрождение является условием физического бессмертия. Мы живем в эпоху, когда весь мир претерпевает муки нового рождения, когда все виды познания и деятельности, обладающие хотя бы частичной практической ценностью или хотя бы потенциальной жизнеспособностью, проходят через горнило величайших испытаний и получают возможность родиться заново. Мир сегодня предстает в образе гигантского котла Медеи, в котором все кипит, перемешивается, разлагается на составляющие, опробуется в самых разнообразных условиях, соединяется во все новых и новых сочетаниях — с тем, чтобы либо подвергнуться распаду и послужить исходным материалом для новых форм, либо, преобразившись, воскреснуть к новой жизни в свежих потоках бытия. Индийская Йога — по сути своей особое действие или проявление определенных могущественных сил Природы, сегодня существующая в виде множества разрозненных школ, доктрин и направлений, — потенциально является одним из таких динамических элементов будущей жизни человечества. Дитя незапамятной древности, дожившее до наших дней благодаря заключенной в ней жизненной силе и истине, она выходит ныне из тайных школ и прибежищ аскетов, в которых скрывалась до сих пор, и стремится найти себе место в грядущей совокупности живых человеческих сил и устремлений. Но прежде она должна заново открыть себя, обнаружить глубочайшую причину своего бытия — ту универсальную истину, ту непреходящую потребность Природы, которой обусловлено ее появление на свет, — и в результате этого самопознания и самообретения прийти к обновленному и более значительному своему синтезу. В результате такого самопреобразования она сможет более естественно и полновластно влиться в преобразованную жизнь рода человеческого, чтобы повести его внутрь — к сокровеннейшим глубинам и ввысь — к грандиознейшим высотам собственного бытия и самоосознания.

 

При правильном подходе к жизни и к Йоге становится очевидно, что вся жизнь является Йогой, либо осознанной, либо подсознательной, ведь мы обозначаем этим термином целенаправленное самосовершенствование индивида путем осуществления скрытых возможностей его существа и воссоединение отдельной личности с универсальным и трансцендентным Бытием, которое мы видим отчасти проявленным в человеке и в Космосе. Но и вся жизнь в целом — если мы направим взгляд по ту сторону ее внешних феноменов — предстает грандиозной Йогой Природы, пытающейся постепенно осуществить заложенное в ней совершенство и достичь тождества со cвоей божественной реальностью. В человеке, cвоем мыслящем творении, Она впервые на этой Земле  реализует способность к самоосознанию и целенаправленной деятельности, которые позволяют быстрее и эффективнее следовать к этой великой цели. Йога, по словам Свами Вивекананды, может рассматриваться как средство, позволяющее сжать эволюцию индивидуума до пределов одной жизни, нескольких лет или даже нескольких месяцев земного существования. Любая система Йоги, в таком случае, является не чем иным, как выборочным или концентрированным применением — в более узких, но более энергичных и более интенсивных формах — тех или иных универсальных методов, которые уже используются — разрозненно, обобщенно, в менее напряженном темпе, с кажущейся расточительностью материала и энергии, но с большим многообразием и размахом — великой Матерью в Ее грандиозном эволюционном труде. Только такой подход к Йоге может служить фундаментом для взвешенного, рационального синтеза йогических методов, поскольку с такой точки зрения она перестает казаться чем-то мистическим и сверхъестественным, не имеющим ничего общего с обычной деятельностью мировой Энергии или с той целью, которую Она преследует в двух Своих великих процессах субъективной и объективной самореализации; с такой позиции Йога предстает, скорее, особым, интенсивным употреблением тех сил, которые эта Энергия уже проявила или продолжает развивать и организовывать в Своих менее возвышенных, но более универсальных процессах.

 

Соотношение между йогическими методами и обычными психологическими процессами человеческого сознания — приблизительно такое же, как между научным использованием природной силы электричества или пара и естественным поведением пара и электричества, и эти методы также основаны на знании, сформировавшемся в итоге систематических экспериментов и практического анализа и подтвержденном устойчивыми результатами. Раджа-йога, например, основывается на осознании и переживании на собственном опыте того факта, что все многообразные элементы, взаимосвязи, функции, силы нашего внутреннего существа могут быть выделены в своем чистом виде и затем — либо упорядочены, либо упразднены, могут быть реформированы и направлены на выполнение новых, прежде невозможных функций или же могут быть преобразованы и объединены в новом всеобъемлющем синтезе при помощи строго определенных внутренних процессов. Точно также Хатха-йога основывается на осознании и переживании того факта, что все наши жизненные силы и функции — нормальная деятельность которых кажется непреложной и необходимой, поскольку ею обусловлено само наше существование, — могут быть полностью взяты под контроль, а их деятельность — преобразована или даже приостановлена, что приводит к результатам, которые при других условиях были бы невозможны и которые кажутся чудом тому, кто не проник в скрытую логику, лежащую в основе этих процессов. И если в некоторых других видах Йоги присущий ей рациональный характер не столь очевиден, вследствие того, что они более интуитивны и менее механистичны, что они тяготеют, подобно Йоге Преданности, к божественному экстазу или, подобно Йоге Знания, к божественной беспредельности бытия и сознания — тем не менее они также сосредотачиваются на развитии определенных присущих нам фундаментальных качеств, используя такие возможности и достигая таких результатов, которые кажутся неосуществимыми в рамках нашей повседневной стихийной деятельности. Любой из методов, объединенных под общим названием Йоги, представляет собой особый психологический процесс, в основе которого лежит вполне определенная истина Природы и который направлен на развитие наших нормальных функций до уровня тех сил и способностей, которые потенциально всегда присутствуют в Ней в скрытом виде, но не столь легко или не столь часто обнаруживаются в Ее обычных проявлениях.

 

Но так же, как в области изучения материального мира усложнение и углубление научных процессов имеет свои недостатки, поскольку ведет, например, к все большему засилию искусственности, которая грозит похоронить естественную жизнь сына Природы под гнетом всесильных механизмов, и к приобретению определенной свободы и новых возможностей ценой дальнейшего своего порабощения, так и всецелая поглощенность йогическими процессами и их необычайными результатами, может иметь свои недостатки и издержки. Йогин тяготеет к тому, чтобы отдалиться от общечеловеческого бытия и утратить способность иметь с ним дело; он предпочитает обрести сокровища духа ценой обеднения своей мирской деятельности, внутреннюю свободу — ценой внешней смерти. Обретая Бога, он утрачивает жизнь; обращая же усилия вовне — на покорение жизни, он подвергается опасности утратить Бога. Вот почему в Индии возникло это убеждение о несовместимости жизни в миру и духовного прогресса и совершенствования, и хотя традиция и идеал всеторжествующей гармонии между внутренней потребностью и внешней необходимостью по-прежнему остаются в силе, они весьма слабо или крайне несовершенно воплощаются в реальной жизни. Фактически, сегодня бытует мнение, что если человек обращает свой взгляд и энергию на исследование собственной внутренней реальности и вступает на путь Йоги, то он неизбежно будет потерян для (обречен остаться в стороне от) великого потока нашего коллективного бытия и миросозидающего труда человечества. Столь сильно было это представление, столь важное место оно занимало в наиболее влиятельных философских и религиозных учениях, что теперь бегство от жизни обычно воспринимается не просто как необходимое условие, но как главная задача Йоги. Нельзя признать удовлетворительным синтез Йоги, если он не ставит своей целью воссоздание единства Бога и Природы в освобожденной и облагороженной жизни человека или не использует в качестве своего метода не просто пассивное допущение, но активное утверждение гармонии между нашей внутренней и внешней деятельностью и опытом в божественном апофеозе их обоих. Ведь человек — именно тот элемент, тот символ высшего Бытия, сошедший в материальный мир, в котором низшее получает возможность преобразить себя и обрести природу высшего, а высшее — проявить себя в формах низшего. Уход от жизни, которая дана ему для осуществления этой возможности, не может являться ни неизбежным условием или единственной и подлинной целью его высшего дерзания, ни наиболее мощным средством его самореализации. Он может рассматриваться лишь как временная необходимость, возникающая при определенных условиях, или же особая сверхзадача, возложенная на отдельную личность с целью подготовить новый более великий этап в развитии всего человечества. Подлинный и исчерпывающий смысл и назначение Йоги могут быть полностью осуществлены только при условии, что сознательная Йога в человеке будет, подобно подсознательной Йоге в Природе, неотделима в своем внешнем проявлении и развитии от самой жизни, и мы, охватив единым взглядом и сам путь, и цель, к которой он ведет, сможем снова утверждать, выражая более совершенное и светлое знание: «Вся жизнь — Йога».

 

Please reload

Интересные материалы

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Недавно добавленные
Please reload

Архив
Please reload

Search By Tags

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Следите за нами
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

Я В СОЦСЕТЯХ

  • Иконка Facebook
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram
  • Одноклассники Social Иконка
  • YouTube Социальные Иконка

© 2015 РИТАМ (Дмитрий Мельгунов). Сайт создан на Wix.com